Ценовой диспаритет – главный вызов альтернативной газификации

Планы достижения целевого показателя социальной газификации 83% к 2030 году предполагают максимально технически возможный уровень обеспечения населения природным газом – всех видов.

Это сетевой трубопроводный метан, сжиженные углеводородные газы (СУГ, сжиженные пропан и бутан; не стоит забывать и о сжатом, компримированном газе – КПГ), а также перспективное направление – сжиженный природный газ (не столько крупные проекты, сколько малотоннажные региональные производства).

Рынок СУГ Производство СУГ в России составляет около 16 млн тонн в год. Этот побочный продукт нефте- и газопереработки является биржевым товаром, рынок велик, вполне развит и дерегулирован.

На внутреннем рынке потребляется примерно две трети производимых объемов СУГ как сырье для нефтехимии и моторное топливо и лишь 3,5% используется на нужды населения. Как основной энергоноситель в быту, СУГ применяется в 5,5 млн домохозяйств в 55 тыс. на-селенных пунктов. Однако в основном бытовое использование СУГ ограничивается приготовлением пищи, редко такой газ идет на горячее водоснабжение. Доставка и хранение СУГ осуществляются в баллонах под давлением, выпуск и эксплуатация которых освоены и в общих чертах охвачены техрегулированием.

«Дорожной картой» социальной газификации СУГ определены в качестве одного из альтернативных источников энергии. Целевой показатель увеличения производства СУГ – до 25 млн тонн в год. По оценкам РГО, объем СУГ для целей газификации в стране может составить порядка 4-5 млн тонн, что со-измеримо с объемом экспорта этого продукта в последние годы.

СУГ как средство газификации может быть актуален для ТЭБ таких регионов, как Бурятия, Тыва, Хакасия, Забайкальский край, Красноярский край, Амурская область, Мурманская область, Еврейская автономная область. Здесь СУГ являет-ся, а для многих районов этих субъектов и останется в будущем практически единственным видом экологичного газового топлива.

СПГ для регионов Объем производства СПГ в России составляет почти 30 млн тонн, из них на 12 малотоннажных заводов приходится менее полпроцента – 122 тыс. тонн. Мини-заводы СПГ, загруженные сегодня примерно наполовину от проектной мощности, по итогам 2021 года отправляли 65% своей продукции на экспорт; более 20% поставляли потребителям как газомоторное топливо, еще 14% – на нужды газоснабжения. Таким образом, в газификации до сих пор «участво-вало» всего 17 тыс. тонн СПГ – это 0,05% от всего производимого в стране объема СПГ, «большого» и «малого».

Мини-заводы СПГ представляются основой для развития локальной газифи-кации на территориях с расстояниями до 500 км от точки производства до по-требителей. На сегодня в России насчитывается 21 система приема, хранения и регазификации СПГ. Транспортируется он в криогенных танк-контейнерах, ко-торые позволяют осуществлять мультимодальные перевозки (разными видами транспорта), а также хранение. Технологии производства малотоннажного СПГ в стране уже достаточно освоены. Серийное производство танк-контейнеров для хранения и транспортировки также возможно, до сих пор оно сдерживалось наличием относительно дешевых импортных образцов, а в условиях санкционного давления станет целесообразным.

Регулирование оптовой цены СПГ на федеральном уровне отсутствует. В ре-гионах, как правило, ориентиром для оптовых цен малотоннажного СПГ является цена заменяемого топлива с учетом согласованного коэффициента. Для населения цена устанавливается как на сетевой газ.

«Дорожной картой» социальной газификации предусмотрено использование СПГ как альтернативного экологичного источника энергии в объеме 2 млрд м3 уже в 2024 году, а к 2035 году – более 7 млрд м3. В качестве приоритетных регионов для газификации СПГ определены Камчатский, Приморский, Хабаровский края и Республика Саха (Якутия).

В разрезе межтопливной конкуренции И СПГ, и СУГ имеют свои преимущества для использования в альтернативной газификации. Производство СУГ ограничено объемами переработки нефти и газа, тогда как производство СПГ ограничений по объему не имеет и может быть организовано в любом месте, где доступен природный газ или метан.

С другой стороны, в пользу СУГ говорит относительная простота технических требований к инфраструктуре и таре для хранения и транспортировки, более низкая стоимость доставки, хранения и дистрибуции, а также большая теплотворная способность СУГ. В отличие от СПГ он не ограничен в сроках хранения, что важно для удаленных территорий с сезонной доставкой грузов.

Экономически альтернативная газификация с использованием СПГ и СУГ значительно дороже сетевой. Это обусловлено тем, что оптовые цены на природный газ, используемый для сетевой газификации, являются регу-лируемыми, субсидируются за счет экспорта газа, основные затраты на создание необходимой инфраструктуры несет «Газпром». Соответственно, возникает необходимость в субсидировании или иных механизмах и для аль-тернативной газификации, чтобы не перекладывать эту нагрузку на конечного потребителя – население – и сделать такой газ доступным по цене. Для каждого вида несетевого газа есть варианты мер, учитывающих специфику производства, инфраструктуры и рынка.

СПГ: переложить затраты С учетом затрат на сжижение газа, его транспортировку и регазификацию стоимость СПГ будет в 3-4 раза выше стоимости сетевого метана для населения. По расчетам, в разных регионах стоимость 1 м3 может составить от 30 до 70 рублей в зависимости от транспортной схемы, удаленности и сезонности завоза. Это сопоставимо со стоимостью моторных топлив.

Чтобы решить эту проблему, потребуется субсидирование за счет федерального или региональных бюджетов или перекрестное субсидирование за счет производителя СПГ с мерами его господ-держки. Например, затраты на производство, транспортировку, хранение и регазификацию целесообразно относить на эксплуатирующую инфраструктуру ГРО и поселковые сети, либо учитывать в оптовой цене газа в соответствующем регионе. Можно также предусмотреть снижение цены газоснабжения на основе СПГ за счет отмены НДПИ на этот газ, льготы по налогу на имущество и так далее (в тех случаях, если регазифицированный газ поступает в ГРО самой добывающей компании, в большинстве случаев «Газпрома»).

Поддержкой может быть и параллельное применение малотоннажного СПГ для транспорта и бункеровки судов. Сегодня на внутреннем рынке это единственный экономически целесообразный способ использования СПГ.

Еще одним способом улучшить экономику проектов можно за счет экспорта СПГ (в объеме, скажем, 25% и более от всего производства) в сопредельные страны.

СУГ: учет и порядок Перспективы использования СУГ в социальной газификации также сопряжены с ценовой проблемой. Осенью 2018 года оптовая торговля перестала быть регулируемой, основой оптового ценообразования стали региональные биржевые индексы. Оптовая цена на СУГ сегодня составляет около 23,5 рубля за 1 кг, а для конечного потребителя – 60-80 рублей. Это сопоставимо с ценой СПГ и дороже моторных топлив. При таких ценах приме-нение СУГ для нужд отопления экономически нереально.

Ввиду дерегулированного рынка СУГ необходимо разработать и внедрить механизм социально ориентированного ценообразования на рынке СУГ для населения и объектов ЖКХ. Этого можно достичь, например, путем формирования цен по принципу «затраты плюс» и адресного субсидирования потребителя в диапазоне цен энергетического паритета с трубопроводным газом. Еще один вариант – возврат к государственному балансовому заказу и регулированию цен для каждого субъекта Федерации и производителя СУГ.

Однако у СУГ в силу специфики его оборота и потребления помимо экономических есть и другие нюансы с точки зрения альтернативной газификации. Прежде всего это безопасность. В отсутствие государственного регулирования оборота как самого СУГ, так и баллонов для него значительное расширение этого сегмента в газификации значительно обострит проблему аварийности использования такого газа населением.

Для включения СУГ в периметр газификации целесообразны следующие шаги: восстановить контроль и обеспечить повышенные стандарты безопасности, определить на федеральном уровне ответственного за этот сегмент единого оператора такой газификации, создать и вести федеральный реестр произведенных объемов СУГ, оборота баллонов, профессиональных участников рынка СУГ.

Что делаем Итак, самым проблемным вопросом для развития альтернативной газификации на основе СУГ и СПГ является цена, которая значительно превышает регулируемую цену сетевого газа. Кроме этого, важными вопросами являются необходимость обновления парка сосудов для перевозки и хранения СУГ, предоставление мер господ-держки для малотоннажных заводов СПГ, субсидирование их строительства и создания инфраструктуры, приведение нормативных правовых актов в соответствие с современным уровнем технического развития для снижения капитальных затрат на строительство объектов оборота СУГ и СПГ для целей газификации.

На площадке Российского газового общества действует Рабочая группа по вопросам альтернативной газификации под руководством Кирилла Молодцова. Ее участники подготовили предложения, которые были озвучены на заседании Совета по газификации субъектов РФ при Совете Федерации, которое прошло 1 апреля 2022 года под председательством Валентины Матвиенко. Среди предложенных Рабочей группой РГО мер, рекомендованных правительству, ЕОГ и профессиональным участникам рынков СУГ и СПГ, следующие:

• создать единого оператора альтернативной газификации либо наделить дополнительными функциями существующего ЕОГ. Такой оператор должен разрабатывать и реализовывать программы альтернативной газификации регионов, а также создать и вести федеральный цифровой реестр оборота сосудов для хранения и перевозки СУГ и СПГ, произведенных объемов СУГ и СПГ, профессиональных участников рынка СУГ и СПГ, потребителей СУГ (категории «население»);

• разработать механизм социально ориентированного ценообразования на СУГ и СПГ за счет мер господдержки, регулирования цен и объемов СПГ и СУГ в рамках социальной газификации или формирования цен по принципу «затраты плюс» и адресного субсидирования потребителей – для установления цены продукта на уровне цены трубопроводного природного газа с учетом теплотворной способ-ности;

• актуализировать ТЭБ регионов с учетом экономической модели альтерна-тивной газификации СПГ и СУГ;

• законодательно закрепить формирование ТЭБ России на федеральном уровне как обязательного документа текущего и перспективного планирования регионов;

• обеспечить поддержку рынков СУГ и малотоннажного СПГ за счет: упрощения получения ТУ на подключение к магистральным газовым сетям; льготного финансирования СПГ-проектов; предоставления права экспорта СПГ, произведенного на малотоннажном заводе, при условии направления не менее 75% на внутренний рынок; внедрения механизма компенсации сезонной неравномерности потребления СПГ населением (в том числе с квотами регионов на гарантирован-ные объемы сбыта части малотоннажного СПГ для бункеровки речных судов или теплогенерации); и др.

Источник: сайт РГО