Законодательство в области проектно-изыскательских работ: мониторинг регуляторной среды за период с 11 по 30 декабря 2020 года

Мониторинг процесса инициации, обсуждения и подписания ключевых нормативно-правовых актов Российской Федерации, регламентирующих профессиональную деятельность в области проектно-изыскательских работ скомпилирован на основании материалов, находящихся в открытом доступе на следующих ресурсах: http://regulation.gov.ru, http://www.consultant.ru/ и http://duma.gov.ru.

Уважаемые коллеги, предлагаем Вашему вниманию список наиболее важных актуальных правовых инициатив в области проектно-изыскательских работ.

Информация ПФ РФ от 07.12.2020 "Форму электронной трудовой книжки необходимо выбрать до конца года"

Пенсионный фонд России

   ПФР напоминает, что до 31 декабря 2020 года включительно необходимо подать письменное заявление работодателю о ведении трудовой книжки в электронном виде или о сохранении бумажной трудовой книжки.

  Переход на электронную трудовую книжку является добровольным.

  Сотрудники, выбравшие электронную трудовую книжку, получают бумажную трудовую на руки с соответствующей записью о сделанном выборе. При этом бумажная трудовая книжка не теряет своей силы и продолжает использоваться наравне с электронной, так как является источником сведений о трудовой деятельности до 2020 года. В настоящее время в электронной версии фиксируются только сведения начиная с 2020 года.

  Тем работникам, кто оставит бумажную трудовую книжку, работодатель будет вносить сведения в оба документа - бумажный и электронный. Для работников, которые не подадут заявление в течение 2020 года, несмотря на то, что они трудоустроены, работодатель также продолжит вести трудовую книжку на бумаге.

Федеральный закон от 08.12.2020 N 407-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях".

Правительство РФ

С 1 января 2021 года вступает в силу закон о регулировании работы на "удаленке".

Закон вносит поправки в главу 49.1 Трудового кодекса РФ "Особенности регулирования труда дистанционных работников".

Закреплено определение понятия "дистанционная (удаленная) работа". Предусмотрено, в частности, что трудовым договором или дополнительным соглашением к трудовому договору может предусматриваться выполнение работником трудовой функции дистанционно на постоянной основе (в течение срока действия трудового договора) либо временно (непрерывно в течение определенного трудовым договором или дополнительным соглашением к трудовому договору срока, не превышающего шести месяцев, либо периодически при условии чередования периодов выполнения работником трудовой функции дистанционно и периодов выполнения им трудовой функции на стационарном рабочем месте).

Предусмотрено, что выполнение работником трудовой функции дистанционно не может являться основанием для снижения ему заработной платы.

Установлены, в том числе дополнительные основания прекращения трудового договора с дистанционным работником, порядок временного перевода работника на дистанционную работу по инициативе работодателя в исключительных случаях.

Приказ Минстроя России от 15.06.2020 N 317/пр

"Об утверждении Методики определения сметной стоимости строительства или реконструкции объектов капитального строительства, расположенных за пределами территории Российской Федерации"

Зарегистрировано в Минюсте России 07.12.2020 N 61317.

Минстрой России

 Утверждена методика определения сметной стоимости строительства или реконструкции объектов капитального строительства, расположенных за пределами территории РФ.

Постановление Правительства РФ от 16.12.2020 N 2122 "О расчетных показателях, подлежащих установлению в региональных нормативах градостроительного проектирования"

Правительство РФ

  Правительством РФ определены дополнительные расчетные показатели, подлежащие установлению в региональных нормативах градостроительного проектирования.

  Установлено, что в региональных нормативах градостроительного проектирования наряду с расчетными показателями, указанными в частях 1, 3 и 4 статьи 29.2 Градостроительного кодекса РФ, подлежат установлению следующие расчетные показатели:
  • минимально допустимое количество машино-мест для парковки легковых автомобилей на стоянках автомобилей, размещаемых в непосредственной близости от отдельно стоящих объектов капитального строительства в границах жилых и общественно-деловых зон;

  • минимально допустимое количество машино-мест для парковки легковых автомобилей на стоянках автомобилей, размещаемых у границ лесопарков, зон отдыха и курортных зон;

  • минимально допустимая площадь озелененных территорий общего пользования в границах городских округов и поселений.

Приказ

Минстроя России от 30.11.2020 N 734/пр "Об утверждении Порядка разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства" Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61581.

Минстрой России

 С 1 января 2021 года вступает в силу новый Порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства.

 Порядок устанавливает требования к разработке и согласованию специальных технических условий в случае, установленном частью 8 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

  Приказ действует до 1 сентября 2026 года.

  Положения Порядка в части возможности подачи заявления и документов, необходимых для согласования специальных технических условий, получения результатов и информации о ходе рассмотрения заявления посредством портала госуслуг, вступают в силу 1 января 2022 года.

  Аналогичный Приказ Минстроя России от 15.04.2016 N 248/пр утрачивает силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 29.07.2020 N 1136.

Федеральный закон от 22.12.2020 N 435-ФЗ

"О публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Правительство РФ

 Определен порядок создания публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства", ее правовое положение, цели деятельности, функции, полномочия и порядок управления.

  Компания создается в целях выполнения инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции (в том числе с проведением работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации), капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.

 Учредителем Компании является Российская Федерация. 

 Функции и полномочия учредителя от имени Российской Федерации осуществляет Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти.

Обзор основных изменений в градостроительном законодательстве за период c июня 2019 года по июль 2020 года (от 151-ФЗ до 264-ФЗ).

Документ находится в приложении.

Минстрой России

 С целью информирования об изменениях в градостроительном законодательстве РФ, принятых в период с 2019 по 2020 год, Минстроем России подготовлен обзор законодательства, включающий 11 федеральных законов, 22 постановлений Правительства РФ и 18 приказом Минстроя России.

Основные изменения законодательства выделены на отдельных слайдах презентации, которые сгруппированы в разрезе глав Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ «Правительства РФ от 23.12.2020 № 2243 «Об утверждении Правил аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий и Правил ведения государственного реестра юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 327».

Правительство РФ

  С 1 января 2021 г. вступает в силу новый порядок аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий, ведения госреестра аккредитованных лиц.

 Аккредитация проводится Федеральной службой по аккредитации.

 Юридическое лицо может быть аккредитовано на право проведения следующих видов негосударственной экспертизы:

негосударственная экспертиза проектной документации;

негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий;

негосударственная экспертиза проектной документации и негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий.

 Юридическое лицо вправе проводить только те виды негосударственной экспертизы, в отношении которых таким юридическим лицом получена аккредитация.

 С 1 января 2021 г. признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 327 "О порядке ведения государственного реестра юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий".

Приказ Минстроя России от 17.12.2020 N 799/пр "Об утверждении перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства"

Минстрой России

  01.01.2021 вступает в силу новый перечень актов, оценка соблюдения требований которых осуществляется в рамках госконтроля (надзора) за деятельностью национальных объединений СРО изыскателей, проектировщиков и строителей.

Перечень включает в себя Градостроительный кодекс РФ, положения Федерального закона от 31.07.2020 N 264-ФЗ, Приказ Минстроя России от 06.11.2020 N 672/пр, КоАП РФ (часть 1 статьи 19.5).

Утратившим силу признан Приказ Минстроя России от 03.10.2019 N 592/пр, которым был утвержден аналогичный перечень.

Проект Федерального закона № 1075609-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за предоставление недостоверных документов (их копий) и информации в процессе участия в закупках товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд».

Депутат Государственной Думы Ю.Н.Березуцкий

Зарегистрирован и направлен Председателю Государственной Думы

 Хозяйствующие субъекты, не состоящие в саморегулируемых организациях, не имеющие специального разрешения, либо не обладающие необходимым по закону опытом на выполнение работ, попросту подделывают необходимые документы и представляют их в составе заявки. Наиболее часто такие случаи встречаются в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, что может привести к тому, что работы, оказывающие влияние на безопасность объекта капитального строительства, будут выполняться лицом, не имеющим должной квалификации, что создаст угрозу нарушения безопасности и причинения вреда, в том числе на социально-значимых объектах капитального строительства.     Недостоверные документы представляются и в других закупках.

К числу субъектов, привлекаемых к административной ответственности, отнесены исключительно должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица. Граждане к ответственности по составам административных правонарушений, предусмотренным вновь вводимой статьей, привлекаться не будут.

Проект Указа Президента РФ «Об установлении почетного звания «Заслуженный изыскатель Российской Федерации».

Минстрой России

Проводятся общественные обсуждения в отношении текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

 Разработан в целях развития отечественных традиций, связанных со строительной отраслью, повышения престижа профессии в указанной сфере, а также в знак признания заслуг специалистов в решении задач по совершенствованию регулирования инженерных изысканий в строительстве.

 В настоящее время крайне важно укреплять престиж профессии – инженерные изыскания в строительстве, и учреждение звания «Заслуженный изыскатель Российской Федерации» будет этому способствовать.

Проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в приложение № 3 к постановлению Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 440».

Минстрой России

Проводятся общественные обсуждения в отношении текста проекта Постановления Правительства РФ и независимая антикоррупционная экспертиза

 Разработан в целях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации.

 Предусмотрено оказание государственной услуги по аттестации, переаттестации физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий исключительно в электронном виде с использованием в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг, а также исключение выдачи квалификационных аттестатов на бумажном носителе до 1 января 2021 года.

Проект приказа Минстроя России «Об утверждении требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».

Минстрой России

Проводятся общественные обсуждения в отношении текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

Проект приказа разработан в целях обеспечения энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде

с исключением необходимости подтверждения нормируемых энергетических показателей с использованием инструментально-расчетных методов.

Нормативным правовым актом устанавливаются требования энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, предлагается исключить необходимость подтверждения нормируемых энергетических показателей с использованием инструментально-расчетных методов.

Проект постановления Правительства РФ «О приостановлении действия отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 2020 г. № 1136».

Минстрой России

Проводится независимая антикоррупционная экспертиза

Проектом постановления приостановлено действие пунктов 12 и 18 Приложения № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 29 июля 2020 г. № 1136 «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля (надзора) в сферах теплоснабжения, обеспечения энергетической эффективности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 32, ст. 5283):

  Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 1 июня 2021 года.

Проект приказа Минстроя России «О внесении изменений в Методику определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 4 августа 2020 г. № 421/пр».

Минстрой России

Проводятся общественные обсуждения в отношении текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

   Разработан соответствии с подпунктом 5.2.16 пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 47, ст. 6117; 2020; № 30, ст. 4924).

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

(о сокращении сроков прохождения процедур в сферах строительства).

Правительство РФ

Принят в Госдуме в третьем чтении и 22.12.20, одобрен Советом Федерации 25.12.20 и направлен Президенту РФ.

  Законопроектом предлагается сокращение сроков внесения изменений в правила землепользования и застройки, а также сокращение сроков подготовки документации по планировке территории.

Законопроект направлен на решение задач по снижению административных барьеров и оптимизации государственного регулирования в сфере строительства, что является актуальной целью государственной политики в сфере градостроительной деятельности.

 Кроме того, законопроектом вносится изменения в часть 17 статьи 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации». А именно, до 1 января 2022 года продлевается срок предоставления саморегулируемыми организациями займов своим членам за счет средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств.

Проект приказа Минстроя России «Об утверждении типовых условий контракта на проведение строительного контроля».

Минстрой России

Проводятся общественные обсуждения в отношении текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

  Разработан с целью  упорядочения взаимодействия государственных (муниципальных) заказчиков и исполнителя, их права и обязанности и иные условия, и утвердить типовые условия контракта на осуществление строительного контроля.

 Проектом приказа предполагается установить порядок взаимодействия государственных (муниципальных) заказчиков и исполнителя, оказывающего услуги по осуществлению строительного контроля в отношении отдельных объектов капитального строительства, финансируемых (софинансируемых) за счет средств федерального бюджета, их права и обязанности и иные условия, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимо учитывать при заключении контрактов.