ЗАММИНИСТРА ЭНЕРГЕТИКИ РФ ПАВЕЛ СНИККАРС ОЗВУЧИЛ ОТРАСЛЕВЫЕ ЦЕЛИ НА 2024 ГОД

На 2024 год и дальнейшую перспективу для энергетической отрасли поставлено много достаточно важных целей. В их числе – проект Энергостратегии РФ до 2050 года, проект генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2042 года, план действий по реализации Стратегии социально-экономического развития России до 2050 года с низким уровнем выбросов парниковых газов.

«Нельзя сказать, что у нас все проблемы решены, есть куда приложить усилия», - отметил заместитель министра энергетики РФ Павел Сниккарс в ходе расширенного заседания комитета по энергетике Госдумы РФ. Он рассказал, что в числе сформированных планов — совершенствование моделей работы оптового и розничного рынков, расширение конкуренции в вопросах доступа потребителей на энергорынки. «В частности, планируем утвердить план мероприятий в рамках задач, которые были определены президентом РФ в части оценки развития оптово-розничных рынков электроэнергии. Планируем в пилотном режиме начать отработку возможностей новых площадок по торговле электроэнергией на региональном уровне», - отметил Павел Сниккарс.

По его словам, также необходимо проработать комплекс вопросов по развитию гидроэнергетики, включая определение источников финансирования строительства новых ГЭС, введение правового регулирования создания водохранилищ. «У нас большой гидропотенциал и неправильно было бы его не использовать. Кроме того, ГЭС - это единственные на сегодня работающие накопители в мире, которые имеют стабильные показатели. Поэтому вопрос финансирования очень важен. Также на уровне подзаконных актов нужно доработать вопросы правового регулирования водохранилищ. Вопросы их финансирования, права собственности требуют детального обсуждения и принятия решений», - подчеркнул замминистра.

Еще один вопрос, вызвавший множество обсуждений - вопрос регулирования майнинговой деятельности. В частности, введение модели регулирования, стимулирующего майнеров оптимально размещать свои объекты потребления на территории тех регионов, где это не порождает риски энергодефицита. «Это направление необходимо отрегулировать, - считает Сниккарс. - Напомню, что поручение президента о необходимости регулирования этого направления было еще 2017 году, но вот уже шесть лет нет решения. Наша задача - правильно идентифицировать таких потребителей и принять решение по необходимым мерам поддержки, как предлагают некоторые участники рынка, вплоть до льготного присоединения и включения их в перечень неотключаемых потребителей. То есть отрегулировать им условия деятельности. Надеюсь, эта проблема будет решена».

Также в числе поставленных планов: – Внедрение новых механизмов конкурентных отборов мощности, более точно учитывающих технико-экономические показатели работы объектов генерации, в частности их фактическую востребованность; – Совершенствование регулирования в сфере технологического присоединения к электросетям, дальнейшее сокращение числа документов, оптимизация сроков и состава административных процедур; – Решение отдельных вопросов регулирования ВИЭ-генерации, включая введение финансовых гарантий для участников розничных отборов ВИЭ и введение обязанности согласовывать места размещения объектов ВИЭ с системным оператором для оптовых участников; – Реализация проекта по объединению на параллельную синхронную работу ОЭС Сибири и ОЭС Востока, а также введение режима конкурентного рыночного ценообразования на территории ДФО.

В части законодательных инициатив заместитель министра энергетики попросил поддержки комитета по трем законопроектам. В первую очередь, это проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» по вопросам расширения ценовых границ оптового рынка, прежде всего, на территории Дальнего Востока. «Это важно, поскольку в части планов в перспективе мы видим необходимость строительства генерации, - отметил Павел Сниккарс. - Дальний Восток имеет большую перспективу по сравнению с некоторыми другими регионами в части роста энергопотребления. И к этому региону нужно дополнительное внимание».

Уже сейчас объемы сетевого строительства таковы, что технологические ограничения для работы значительной части ДФО в режиме конкурентного ценообразования фактически сняты. Законопроект внесен в правительство РФ для его оперативного рассмотрения, после чего он будет направлен в Госдуму в течение весенней сессии с тем, чтобы с июля этого года ценовая зона на Дальнем Востоке полноценно заработала. Второе – проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» в сфере подготовки к отопительному периоду в сфере теплоснабжения. «На наш взгляд повышение надежности и безопасности систем теплоснабжения на уровне муниципальных образований, субъектов РФ с правильными требованиями к схемам теплоснабжения, наличию в них оценки надежности теплоснабжения и наличия мероприятий по резервированию систем теплоснабжения - очень важная инициатива», - подчеркнул замминистра энергетики.

Третий законопроект - «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» по вопросам регулирования правового статуса систем накопления энергии. Предполагается определить суть этого понятия на законодательном уровне и ввести полномочия кабмина регулировать особенности участия обозначенной категории в отношениях на оптовом и розничных рынках электрической энергии. «Хотелось бы выйти на формализацию этого понятия в части энергоснабжения потребителей, организации работы», - уточнил спикер.